Мой сайт
Главная » 2014 » Июль » 15 » Карл булла. Карл Булла
06:14

Карл булла. Карл Булла





карл булла

Карл Карлович Булла считается «отцом российского фоторепортажа». Наследие Карла Буллы составляет около 230 тысяч негативов и фотографий, отражающих события конца XIX — начала XX века. Начав карьеру «мальчиком на побегушках», Карл Карлович Булла стал почетным гражданином Санкт Петербурга, фотографом Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Императорской Публичной библиотеки, Императорского Российского пожарного общества и множества других учреждений столицы, официальным иллюстратором журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы»…

Карл Освальд Булла родился 26 февраля 1855 или, по другим данным, 1853 года в Пруссии. В десяти- или двенадцатилетнем возрасте он переехал в Санкт-Петербург. Мальчика определили посыльным в фирму “Дюнант”, занимавшуюся изготовлением и продажей фотографических принадлежностей. Со временем Булла стал лаборантом, а затем и учеником. Уже в 20 лет он решился открыть собственную фотолабораторию. В то время начал появляться широкий спрос на фотографические пластины, позволявшие снимать не только на длительных, но и на коротких выдержках. Булла наладил фабричное производство таких пластин и продавал их не только в столице, но и за ее пределами. Предприятие приносило хороший доход, однако известность и почет Карлу Булле принесёт не бизнес, а талант фотографа.

0_acb42_efa63cc0_XXXLСвое первое фотоателье Карл Булла открыл в 1875 году на Садовой улице, в доме № 61. Павильонная фотосъемка становилась в конце 19 века всё популярнее в Петербурге и многие отечественные и иностранные фотографы открывали свои фотоателье. Тем не менее, имена конкурентов Карла Буллы сегодня известны разве что историкам. Булла внимательно следил за развитием фотографической промышленности, приобретал все лучшие технические новинки. Но клиентов привлекало не только это. Сделать портрет у популярного мастера стремились представители всех сословий петербургского общества от студентов до дворянства. Портреты в его исполнении отличали удивительные для того времени естественность и непринужденность. Очевидцы утверждали, что Булла, первый из фотографов той эпохи, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!». Булла сделал много фотографических портретов известных деятелей искусства и литературы: Ф.Шаляпина, Л.Толстого, И.Репина.

В 1876 году, Булла подал прошение о разрешении принять присягу на подданство России и вскоре получил российское подданство.

z22В 1886 году Булла испросил разрешение на производство «всякого рода фотографических работ вне дома». Таким образом, Карл Булла стал одним из первых фотографов, получивших разрешение на уличную фотосъемку. С тех пор на протяжении многих лет он не пропускал ни одного значимого события, аккуратно документируя будни и праздники эпохи.

В 1894 году Министерство внутренних дел разрешает выпускать «бланки открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза. Эту дату можно считать днём рождения почтовой открытки. Перед «уличной» фотосъемкой открывались новые перспективы и Булла, будучи дальновидным предпринимателем, открывает типографию для печати открыток и начинает активно работать в жанре фоторепортажа. Его снимки не только продаются в виде открыток, но и публикуются на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов, в том числе в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя становится известно по всей Российской империи.

Парад лейб-гвардии Конного полка возле манежа в день полкового праздника. 1903 год

Парад лейб-гвардии Конного полка возле манежа в день полкового праздника. 1903 год

В 1904 году мастер получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», позволившее ему сохранить для потомков изображения царственных особ. После этого фотографическое предприятие Карла Буллы переживает подлинный расцвет. Официальный фотограф Министерства Императорского двора, Императорской Публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Российского общества Красного креста, Императорского Российского пожарного общества и множества других учреждений столицы, официальный иллюстратор журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы», Булла фиксирует все стороны жизни столицы, оставляя потомкам уникальные документы, позволяющие почувствовать живое веяние эпохи. В 1896 году Карл Карлович Булла получил звание “фотограф Императорского Двора” и специальный знак “фотограф Санкт-Петербурга”, а также заказ на фотографирование юбилейных торжеств по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году. Ему было пожаловано и личное дворянство. 6 сентября 1904 г. Булле было выдано специальное свидетельство Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло Карлу Булле «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа».

В 1906 году Карл Булла приобретает фотоателье на Невском проспекте, 54. Вот как характеризует Буллу рекламное объявление в журнале: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете». В прославленной фотомастерской Карл Булла работал вместе с двумя сыновьями, которые решили продолжать дело отца.

В 1916 году Карл Булла отходит от дел и передаёт мастерскую в руки сыновей. Сам же мастер уезжает в Эстонию, там он снимает этнографический материал и обучает местных жителей искусству фотографии. Там же в 1929 году Карл Булла умирает.

Сыновья Карла Буллы, Виктор и Александр, стали известными фотографами. Виктор был заведующим фотосалоном на Невском, 54. На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР и Президиума Ленинградского Совета 1929 года в Ленинградское областное архивное бюро из семьи Булла начали поступать негативы. Передача материалов длилась до 1938 года. Виктор Булла снимал революционные события в октябре 1917 года, создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Сталину, был по существу штатным фотографом Смольного. Однако по ложному доносу в июле 1938 года он был арестован, и в октябре того же года – расстрелян. Александр Булла по обвинению в контрреволюции был сослан на Беломорканал, где скончался в 1934 году.

Карл Булла и его сыновья оставили грандиозное фотографическое наследие. Их снимки представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях. Фотомастерская по адресу Невский, 54 работала как фотоателье вплоть до конца 90-х годов (ателье носило название «Фотография №1»), причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал Карл Булла.Сегодня фотосалон реконструирован, и там открыт музей, где хранятся документы и прославленное оборудование, по-прежнему в рабочем состоянии. В 2001 году на Малой Садовой улице была установлена бронзовая скульптурная композиция «Петербургский фотограф» скульптора Бориса Петрова, прототипом для которой послужил Карл Булла.

Так же вы можете почитать:



Источник: artforspb.ru
Просмотров: 278 | Добавил: rateadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0