Мой сайт
Главная » 2014 » Июль » 29 » Flhtcf ljcnjtdcrjuj d cg. Прогулка по Петербургу Достоевского
07:02

Flhtcf ljcnjtdcrjuj d cg. Прогулка по Петербургу Достоевского





Петербург Достоевского – одна из самых популярных пешеходных экскурсий по городу, продолжительностью примерно 4 часа. Я никогда на ней не была. Хотя неоднократно проходила мимо мест, связанных с жизнью великого писателя. А еще целое лето снимала комнату в районе Сенной площади неподалеку от домов, где жили герои «Преступления и наказания».

Случайно наткнувшись в интернете на карту (radikal.ru/F/i017.radikal.ru/…), я захотела еще раз осознанно пройтись по Достоевским местам. И обнаружила, что таких мест очень много (а четыре часа ничтожно мало, если бродить не торопясь). Ведь Достоевский, прожив в городе в общей сложности около 28 лет, постоянно менял адреса съёмных квартир. А своей жилплощади у него никогда не было. Неполный список адресов приведен здесь: ru.wikipedia.org/wiki/Петербу…
Наиболее известные направления – это район Кузнечного переулка, где располагается последнее пристанище писателя и теперь посвящённый ему музей (дом 5/2) и район Сенной площади.

Петербург Достоевского – город низшего света (в противовес высшему свету Толстого и Пушкина), город дна и «маленьких людей» – «тварей дрожащих». Этот город сумрачен, безотраден, болен. В нем главенствует блеклый желтый цвет. Это город воняющих помойками и мочой подворотен, узких темных лестниц и проходных дворов колодцев с серым небом над головой. Город, проглядывающий сквозь толстый слой пыли на давно немытых питерских окнах. Существует ли он сейчас?

Свою прогулку я начну с Сенной площади. Район вокруг нее во многих источниках упоминается, как Петербург Достоевского. Здесь писатель прожил много лет.
Сенная площадь — любимое место Раскольникова, где главный герой «Преступления и наказания» пытался прилюдно покаяться. В этой части города он находил своеобразную красоту. “Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают...”
Газовые фонари на площади давно заменили электрическими. Некогда злачное место с эшафотами превратилось в респектабельный центр Санкт-Петербурга.
Так выглядит Сенная и сохранившееся здание Гауптвахты (где Достоевский отбывал наказание) в наши дни.

Неподалеку от площади, ближе к Екатерининскому каналу сохранились и некоторые дома эпохи Достоевского с печально знаменитыми дворами-колодцами. Из-за дороговизны земли дома в Петербурге в 18-19 веках строились вплотную друг к другу. Чтобы максимально использовать территорию своего участка, домовладельцы старались располагать постройки по периметру.
Особенностью проходного двора являлись темные арки, в которые попадали прохожие с освещенной улицы. В 19 веке на ночь арки запирались дворниками. Вход в дворницкую обычно располагался прямо под аркой.
Сегодня проходные дворы можно назвать визитной карточкой непарадного Петербурга. Здесь в исторических декорациях снимают сериалы про ментов.

В подавляющем большинстве дворов — колодцев стены домов выкрашены местами облупившейся желтой краской. Желтый – главный цвет «Преступления и наказания». Вспомните желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова… Подобные детали можно перечислять долго.

Особое место в Петербурге Достоевского занимает улица Казначейская. Здесь расположены 3 адреса проживания писателя в период с 1861 по 1867 год.
Повернув от Сенной площади к набережной канала Грибоедова, я выхожу к дому №1 по Казначейской улице. В этом угловом доме Достоевский прожил с 1861 по 1863 год с первой женой и пасынком. Здесь же квартировал старший брат Достоевского Михаил со своим многочисленным семейством и помещалась редакция журнала «Время», который издавали братья Достоевские. Сейчас в доме находится отель, который так и называется «Дом Достоевского».
Вернувшись из Москвы, Достоевский поселился в доме № 9/14 на углу Малой Казначейской улицы и Столярного переулка (дом купца Евреинова).
Через дорогу от него находится дом купца Олонкина (Казначейская, 7/11 угол со Столярным переулком). С внешности Олонкина Федор Михайлович списал портрет Самсонова в "Братьях Карамазовых". В доме купца Достоевский создал «Преступление и наказание» — первый в мире триллер, в рекордные сроки написал роман «Игрок» и второй раз женился.
В те времена дом был трехэтажным. Квартира Достоевского находилась на втором этаже над воротами. В память об этом на стене можно увидеть табличку. Во двор дома, к сожалению, не попасть. Ворота на кодовом замке. Зато я заглянула в проходной дворик по соседству. Где увидела чумазых таджикских ребятишек, копающихся в помойке; рваное чисто питерское небо над головой; винтовую лестницу в темной парадной и глядящие друг на друга окна дома-колодца. Чем не иллюстрация к роману Достоевского?

Гуляя по Петербургу Достоевского Вы непременно заметите интересную особенность: Федор Михайлович всегда снимал квартиры в угловых домах. Когда и почему появилось у него пристрастие к угловым помещениям? Возможно из юности, с тех пор, как он 16 января 1838 года был зачислен в Главное инженерное училище, размещавшееся в бывшем Михайловском (Инженерном) замке?
В училище будущему писателю пришлось нелегко. Особенно в начале обучения. В среде подростков складывались непростые отношения. Существовала «дедовщина», если говорить современным языком. Кроме того, Достоевскому тяжело давались точные науки. Он даже оставался на второй год. Провалил экзамены по алгебре и фортификации. Ему приходилось часами зубрить, сидя в крохотной угловой комнате. Сколько раз в своих книгах он описывал маленькие душные помещения. Ненавистные ему. Угнетающие героев его романов.

Многих героев «Преступления и наказания» Федор Михайлович поселил близ набережной Екатерининского канала (Грибоедова), который он называл канавой. Дело в том, что уже в первой четверти прошлого века вода в канале стала до такой степени грязной, что ее нельзя было употреблять не только, а пищу, но и для стирки белья.

Самый известный адрес находится на углу Гражданской улицы и Столярного переулка. Это так называемый дом Раскольникова. В 1970 году он претерпел капитальный ремонт — уничтожили полуподвал; дом из пяти — превратился в четырехэтажный. Заасфальтировали мощеный булыжником двор в 1960 году. Маленький кусочек мостовой сохранился с угла дома. Здесь в 90-х годах 20 века появился памятник Раскольникову. Неподалеку от него на облупившейся стене дома табличка, сообщающая об уровне воды во время одного из самых страшных петербургских наводнений 1824 года. Вода поднялась на 410 см над ординаром. Был затоплен весь город, кроме Литейной, Рождественской и Каретной частей. По официальным данным погибли 208 человек. По неофициальным — до 14 тысяч. Полностью разрушено 324 и повреждено 3257 строений. Но довольно статистики. Хотя я привела ее для того, чтобы лишний раз показать насколько Петербург тревожный город.
Находясь на перекрёстке Столярного и Гражданской улиц зритель во всех концах видит тупики. Обман зрения, способный подействовать на людей с неустойчивой психикой. Кстати, пока я эти тупики фотографировала, меня с головы до ног облила водой из лужи, промчавшаяся мимо машина.

Если войти во двор дома через подворотню с Казначейской, лестница Раскольникова будет в правом углу. Правда, на эту лестницу сейчас не попасть. Впрочем, я понимаю жильцов долгие годы страдавших от поклонников творчества Достоевского.

Обратите внимание на интересную деталь при входе в арку — гранитные столбики. Или колёсоотбойные тумбы, предназначенные для защиты углов зданий от ударов колёс проезжающими экипажами. Вот они безмолвные свидетели времен Достоевского.
Кстати, еще один знаменитый современник писателя проживал по соседству с Раскольниковым. Это путешественник Пржевальский.

Вслед за героями романа «Преступление и наказание» следуем дальше. Прогуляемся вдоль канала Грибоедова . До мало чем примечательного простенького углового дома №13/73. Здесь якобы жила Сонечка Мармеладова. А по соседству с ней Свидригайлов. Но, честно говоря, дом описанный в романе, нынче не узнать. Он претерпел значительные изменения. Был он трехэтажным зеленым. А теперь стоит четырехэтажный желтый. Чудеса! Но все равно его туристам показывают, как «тот самый».

От дома Мармеладовой до дома старухи процентщицы (104) идти далековато. Зато, как интересно. В пасмурную погоду канал Грибоедова смотрится еще живописнее, чем в солнечную.
Нужный дом я узнаю не сразу. Похоже, он тоже перестраивался или достраивался.

Дом процентщицы, канал Грибоедова 104. «С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на канаву, а другою в-ю улицу» («Преступление и наказание»)


Неподалеку от дома процентщицы расположен один из красивейших соборов Санкт-Петербурга – Никольский. Здесь тоже любил бывать Достоевский.
Никольский собор, как и Владимирский – двухэтажный.
Рядом с Владимирским собором в доме, расположенном в Кузнечном переулке прошли последние годы жизни писателя. Здесь он закончил «Братьев Карамазовых». Собственно отсюда, от музея-квартиры Достоевского и стоит начать прогулку по городу писателя.

Но я возвращаюсь назад. Иду пешком от Никольского собора, мимо уютного Юсуповского сада, где любил гулять Раскольников. Где любила загорать летом я, когда жила неподалеку. Мимо пруда, где появился в 19 веке первый в городе общественный каток. До Сенной площади. А затем по Гороховой. Через мост. На другую сторону. Миную легендарные 5 углов, захожу во дворы-колодцы, кормлю голубей, слушаю дождь. И вижу перед собой город Достоевского. Персонажи его романов оживают в глазах попрошаек, теребящих подол моего пальто у Владимирского собора. В холеном лице роковой красавицы, выходящей из лимузина.
Ближе к метро, почти рядом с памятником Достоевскому, встречаю своего знакомца Олежу. Он длинный и худой, как каланча. Бледнолицый и очень талантливый. Он изъясняется витиевато и никогда не заканчивает предложений. Одни сплошные многоточия. Он служит Мельпомене в одном из питерских театров на Итальянской. А я смотрю на него и думаю: «Вылитый Раскольников. В растянутом свитере и черном пальто до пола».


Источник: turbina.ru
Просмотров: 523 | Добавил: rateadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0