Мой сайт
Главная » 2014 » Май » 30 » Что писал достоевский о публичных домах. Литературный Петербург. Достоевский
00:36

Что писал достоевский о публичных домах. Литературный Петербург. Достоевский





что писал достоевский о публичных домах

Литературный Петербург. Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский написал более тридцати произведений, в двадцати из них присутствует Петербург. Иногда как фон, но чаще как действующее лицо. Москвич по рождению, петербуржец по духу и творчеству, Достоевский создал уникальный образ Петербурга, фантастического и живого, загадочного и прозаического. «Самый отвлечённый город на всём земном шаре» вызывал у писателя в высшей степени противоречивые чувства. Он любил и ненавидел его одновременно. В Петербурге Достоевскому было «тошно и скучно», без Петербурга – ещё тяжелее. Уезжая куда-нибудь, он всегда стремился обратно, в тот город, который много лет назад вошёл в егожизнь и определил его творчество.

В 1837 году шестнадцатилетний Фёдор Достоевский вместе с братом Михаилом приехал в Петербург поступать в военно-инженерное училище. Особого призвания к военной службе у братьев небыло, Фёдор и Михаил увлекались литературой, но семьяжилабедно, и отец решил, что военная карьера поможет егосыновьям выйти в люди, занять достойное положение в обществе. Однако планы Достоевского-отца пришлось изменить: в училище приняли только Фёдора. Это было тяжёлым ударом для обоих братьев, горячо любивших друг друга.
Инженерное училище, в котором Достоевский должен был прожить долгих пять лет, было расположено в Михайловском замке, одном из самых величественных и мрачных зданий Петербурга, хранившем память о недавнем убийстве здесь императора Павла I.

Михайловский замок

Михайловский замок в Петербурге – уникальный памятник русской архитектуры. Среди знаменитых императорских дворцов XVIII века он занимает особое место. Ансамбль Михайловского замка расположен на территории Летнего сада. После вступления Павла I на престол здесь на месте старого Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, в котором в 1754 году родился император, начинается строительство его новой резиденции.
Строительство велось необычайно быстро. В течение четырёх лет: с 1797 по 1801 год – на этом месте по проекту архитектора Василия Баженова возводится замок, названный в честь Святого Архангела Михаила, покровителя дома Романовых. Дворец, построенный на рубеже двух столетий, вобрал в себя все самые лучшие достижения архитекторов и строителей Петербурга. По замыслу Павла I, Михайловский замок должен был стать не просто очередной императорской резиденцией, но и символом его царствования. Необычайная архитектура замка, напоминавшего крепость, окружающие его рвы, наполненные водой, и подъёмные мосты, были не случайны. Павел I имел все основания опасаться за свою жизнь.
Переезд императора в новую резиденцию состоялся 1 февраля 1801 года. Однако Михайловский замок только 40 дней прослужил императорской резиденцией. В конце зимы Павел I был убит в своей спальне. После его смерти новый император Александр I и члены императорской семьи навсегда покинули этот замок.
В начале 1820-х годов здание было передано Инженерному департаменту для размещения в нём Главного Инженерного училища. Позднее здание получило второе название: Инженерный замок. В Инженерном училище получили образование многие знаменитые люди России; здесь учились писатели Фёдор Достоевский и Дмитрий Григорович, учёные Иван Сеченов и Павел Яблочков, композитор Цезарь Кюи, физиолог Иван Сеченов, герой Севастополя Эдуард Тотлебен, герой Порт-Артура Роман Кондратенко и многие другие.

Суровая дисциплина военного заведения не нравилась будущему писателю. Ночи напролёт он проводит в уединении за книгами, читая Бальзака, Гофмана, Шиллера, Пушкина, Гоголя, пытаясь понять окружающий мир и природу человеческой натуры. На втором году обучения случилось еще одно горе в его жизни – при невыясненных обстоятельствах погиб отец. Старшие братья должны были теперь сами решать свою судьбу. Фёдор рано повзрослел, в письме к брату, написанном сразу после смерти отца, довольно отчётливо уже намечалось его будущее творческое кредо: «Я в себе уверен. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Исследованию этой тайны Достоевский посвятит всю свою жизнь.
После окончания училища перед Достоевским встал выбор: уехать служить в однуиз отдалённых крепостей или уйти с военной службы. Отъезд из Петербурга означал бы конец всем надеждам. «Ну скажи, пожалуйста, что бы я стал делать без Петербурга?!» – писал он брату. Только здесь писатель может узнать жизнь во всей её сложности и противоречивости, только здесь может найти сюжеты для своих произведений. Решение было принято. В 1844 году Достоевский выходит в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературному творчеству.
«Подал я в отставку, оттого что подал, то есть, клянусь тебе, не мог служить более. Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром…» - писал Достоевский. Родственники не верили в его литературное призвание, и будущему писателю приходилось оправдываться даже перед братом, с которым в детстве вместе мечтал о литературном поприще: «Теперь я отделен от вас от всех со стороны всего общего; остались те путы, которые покрепче всего, что ни есть на свете, и движимого и недвижимого. А что я ни делаю из своей судьбы – какое кому дело? Я даже считаю благородным этот риск, этот неразумный риск перемены состояния, риск целой жизни – на шаткую надежду.
Может быть, я и ошибаюсь. А если не ошибаюсь?..»

«Бедные люди»

Более 10 месяцев работал Достоевский над романом «Бедные люди». Наконец утром 1845 года он пригласил к себе своего друга и литератора Григоровича и, не останавливаясь, прочитал ему весь роман. Григорович был потрясён и в тот же вечер показал рукопись Некрасову, известному поэту и опытному издателю. Григорович попросил его прочитать хотя бы десять страниц романа. «Прочтя десять страниц, решили прочесть ещё десять, а затем, не отрываясь, просидели всю ночь до утра, читая вслух», – вспоминал Григорович. Когда дошли до последней страницы, по лицу Некрасова текли слёзы.
Рано утром Некрасов отнёс рукопись романа Белинскому, чьё мнение как литературного критика было самым авторитетным в то время. «Новый Гоголь явился!» – воскликнул Некрасов, входя к Белинскому. «У вас Гоголи как грибы растут», – строго ответил критик, но рукопись оставил у себя. Когда вечером Некрасов вернулся за рукописью, Белинский встретил его в большом волнении. «Приведите, приведите его скорее!» – попросил он Некрасова, желая немедленно встретиться с молодым автором.
П. В. Анненков в своих воспоминаниях «Замечательное десятилетие. 1838–1848» так описывает реакцию маститого критика на произведение молодого никому не известного автора:
«В одноиз моих посещений Белинского, перед обедом, когдаон отдыхал от утренних писательских работ, я со дворадома увидел егоу окнагостиной с большой тетрадью в руках и со всеми признаками волнения на лице. Он тоже заметил меняи прокричал: «Идите скорее, сообщу новость...». «Вот от этой самой рукописи, – продолжал он, поздоровавшись со мною, – которую вы видите, не могу оторваться второй день. Это – роман начинающего таланта: каков этот господин с виду и каков объём его мысли – ещё не знаю, а роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до негои не снились никому. Подумайте, это первая попытка у нас социального романа, и сделанная так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая, чтоу них выходит. Какая драма, какие типы! Да, я и забыл вам сказать, что художника зовут Достоевский». И Белинский принялся с необычайным пафосом читать места, наиболее поразившие его, сообщая им ещё большую окраску своей интонацией и нервной передачей. Так встретил он первое произведение нашего романиста.
Впоследствии из Достоевского вышел, как известно, изумительный искатель редких феноменов человеческого мышления, который прославился верностью своих открытий, полученных путём самого тончайшего, хирургически острого, психического анализа. С Белинским он вскоре разошёлся – жизнь развелаих в разные стороны, хотя довольно долгое время взгляды их были одинаковы».
Первое произведение Достоевского – это роман в письмах, история чистой и трогательной любви, растоптанной жестокой действительностью. Макар Девушкин в «Бедных людях» – «родной брат» Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» Гоголя, и вместе с тем между ними огромная разница. Акакий Акакиевич раздавлен жизнью, его мечтыне поднимаются выше желания иметь новую шинель. Герои Достоевского тоже бедны, однако бедность не делает их жалкими и смешными, не убивает в них человеческого. Они борются, и в этой борьбе раскрывается их внутренняя сила и душевная красота. Жизнь маленького человека Достоевский поднимает до уровня высочайшей трагедии. Акакий Акакиевич и не мыслил о любви, Макар Девушкин бескорыстно и самозабвенно любит Вареньку Добросёлову. И это чувство помогает ему жить, возвышая его над убогой действительностью. «Сердцем и мыслями я человек!» – вот то новое, что прозвучало в романе молодого писателя.

Отрывок из романа Ф.М.Достоевского "Бедные люди"
Варенька, бесценная моя! Вас увозят, вы едете! Да лучше бы сердце они из груди моей вырвали, чем вас у меня! Как же вы это! Вот вы плачете, и вы едете?! Я от вас письмецо сейчас получил, всё слезами закапанное. Стало быть, вам не хочется ехать; стало быть, вас насильно увозят, стало быть, вам жаль меня, стало быть, вы меня любите!
Да как же, с кем же вы теперь будете? Там вашему сердечку будет грустно, тошно и холодно. Тоска его высосет, грусть его пополам разорвёт. Вы там умрёте, об вас и поплакать будет некому там! Господин Быков будет всё зайцев травить...
Ах! на что же вы это решились, как же вы на такую меру решиться могли? Что вы сделали, что вы сделали, что вы над собой сделали! И я-то где был? Чегоя тут, дурак, глазел!.. Нет, я, Варенька, встану; я к завтрашнему дню, может быть, выздоровлю, так вот я и встану!.. Я под колёса брошусь; я вас не пущу уезжать! Да нет, что же это в самом деле такое? По какому праву всё это делается? Я с вами уеду; я за каретой вашей побегу, если меня не возьмёте, и буду бежать, пока дух из меня выйдет.
Да вы знаете ли, что там такое, куда вы едете? Вы, может быть, этого не знаете, так меня спросите! Там степь, родная моя, там степь, голая степь; вот как моя ладонь голая! Там дожди, там холодно, – а вы туда едете! Ну, господину Быкову там есть занятие: он там будет с зайцами; а вы что? Вы помещицей хотите быть? Вы поглядите-ка на себя, похожи ли вы на помещицу?.. Да как же может быть такое, Варенька! К комуже я письма буду писать? Где мне вас найти потом, ангел мой?
Я умру, Варенька; не перенесёт моё сердце такого несчастия! Я вас, как свет, любил, как дочку родную любил, я всё в вас любил, родная моя! и сам для вас только и жил! Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, и всё оттого, что вы здесь поблизости жили. Вы, может быть, этого и не знали, а это всё было именно так! Да, послушайте, вы рассудите, как же это может быть, чтобы вы от нас уехали? Родная моя, ведь вам ехать нельзя, вот дождь идёт, а вы слабенькие, вы простудитесь. Я на колени перед господином Быковым брошусь; я емудокажу, всё докажу! Ах, зачем это он в Москвена купчихе не женился? Уж пусть бы он там на ней женился! Емукупчиха лучше, емуонагораздо лучше бы шла.
Да что он вам, Быков-то? Чем он для вас вдруг мил сделался? Вы, может быть, оттого, что он вам фальбалу-то все закупает, вы, может быть, от этого! Да ведь что же фальбала? зачем фальбала? Ведь онавздор! Тут речь идёт о жизни человеческой, а ведь она тряпка – фальбала; она, фальбала-то, – тряпица. Да я вот вам сам, вот только что жалованье получу, фальбалы накуплю; я вам её накуплю; вот только жалованья дайте дождаться мне, Варенька!
Ах, господи, господи! Так вы это непременно в степь с господином Быковым уезжаете, безвозвратно уезжаете! Нет, вы мне ещё напишите, ещё мне письмецо напишите обо всём, и когда уедете, так и оттуда письмо напишите. А то ведь, ангел небесный мой, это будет последнее письмо; а ведь никак не может так быть, чтобы письмо это было последнее. Ведь вот как же, так вдруг последнее! Да нет же, я буду писать, да и вы пишите... Голубчик мой, родная моя!

Действие романа происходит в Петербурге. Достоевский подробно описывает жилища бедняков: дворы-колодцы, тёмные грязные лестницы, убогие квартиры. Мрачная, холодная атмосфера городского пейзажа придаёт особую психологическую достоверность происходящему, позволяет лучше понять чувства и настроения героев романа и проникнуться сочувствием к их несчастной судьбе.

Пять углов

Знаменитые петербургские «Пять углов» - это пересечение улиц Разъезжей, Рубинштейна, Ломоносова и Загородного проспекта. Ансамбль этих улиц сформировался в начале XXвека. Загородный проспект выходит к Владимирской площади, которая получила свое название по церкви Владимирской Божьей Матери, построенной в 1761 1769 годах. В XVIIIв. церковь являлась центром Дворцовой слободы местом жительства служителей дворцового ведомства. Церковь примечательна своей колокольней, сооруженной по проекту архитекторов Дж.Кваренги и Л.Руска. Она является архитектурной доминантой района и замыкает перспективу Загородного проспекта. У Владимирской площади кончается одноименный проспект, проложенный в 1760-х гг. для соединения Литейного и Загородного проспектов. Здесь, на Владимирском проспекте в доме 11, хозяином которого в те годы был К.Я.Пряничников, с 1842-го по 1846 годы жил Ф.М. Достоевский. В этом доме он написал роман «Бедные люди».

Петербургская поэма
Новый роман «Двойник», опубликованный в 1846 годув журнале «Отечественные записки», Достоевский назвал «петербургской поэмой» и посвятил описанию душевных переживаний главного героя.
Господин Голядкин – тоже маленький человек, но он живёт в лучших условиях, чем герои романа «Бедные люди». Он не знает, что такое нужда, он снимает приличную квартиру, у него есть слуга. Но бытовые условия не делают егосамоголучше. Достоевский описывает Голядкина как бесцветного, жалкого и ничтожного человека. Зависть к другим людям, более удачливым и более богатым, определяет егожизнь. Но чтобы добиться желаемого, надо обманывать и унижаться перед начальством. Господин Голядкин и рад это делать, но совесть не даёт ему покоя.
Душевные переживания героя приводят к раздвоению личности. Из холодной петербургской ночи возникает его двойник, в котором воплощается всё самое отвратительное и зловещее, что только может быть в человеке. Но оказывается, что именно эти качества необходимы для успеха, и двойник без труда занимает в обществе то положение, о котором так долго мечтал господин Голядкин.
В романе «Двойник» Достоевский впервые говорит о том, что не только социальные условия формируют личность. Маленький человек может быть не менее эгоистичным, бессердечным и расчётливым, чем сильные и богатые. Не выдержав борьбысо своей совестью, господин Голядкин сходит с ума.
Не в состоянии бороться с действительностью и герои других произведений Достоевского – «мечтатели». Их мечты– это пассивный протест против несправедливости реальной жизни. В повести «Белые ночи» рассказывается о том, как в поэтически-прекрасную белую петербургскую ночь на набережной встретились два молодых человека: «мечтатель» и Настенька. Каждый из них рассказывает историю своей жизни.
В «Белых ночах» нашли отражение юношеские впечатления писателя. Впервые в Петербург Достоевский приехал в мае. В это время угрюмый и неприветливый город кажется красивее всех городов в мире. Таким запомнил егоДостоевский и таким описал егона страницах повести «Белые ночи». Но всё не так просто в этом мире. Внешнее благополучие обманчиво, как обманчива красота белых ночей, за которой скрываются грязь и нищета петербургских улиц. После счастливых ночей наступает безрадостное утро, и вместе с ним исчезают надежды на счастье.

«Белые ночи»

Отрывок из романа Ф.М.Достоевского
Была чудная ночь, такая ночь, которая только и может быть тогда, когдамы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?..
Говоряо капризных и разных сердитых господах, я не мог не припомнить и своего благонравного поведения во весь этот день. С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают. Конечно, всякий вправе спросить: кто ж эти все? потомучто вот ужевосемь лет, как я живув Петербурге, и почтини одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без тогоз наком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается.
Пойдули на Невский, пойдули в сад, брожу ли по набережной – ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почтиизучил их физиономии – и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся. Я почти свёл дружбу с одним старичком, которого встречаю каждый день, в известный час, на Фонтанке. Даже он заметил меняи принимает во мне душевное участие. Случись, что я не буду в известный час на том же месте Фонтанки, я уверен, что на него нападёт хандра…
Мне тоже и дома знакомы. Когдая иду, каждый как будто забегает вперёд меня на улицу, глядит на меняво все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае прибавят этаж». Или: «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку». Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался». Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться этим летом у архитектора.
Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком. Это был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что моё сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо. Вдруг на прошлой неделе я прохожу по улице и слышу жалобный крик: «А меня красят в жёлтую краску!» Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка. У меня чуть не разлилась желчь по этому случаю, и я ещё до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком…

Дело Петрашевцев

Весной 1846 года на Невском проспекте к Достоевскому подошёл человек в плащеи широкой шляпе и задал вопрос: «Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?». Это был Петрашевский, поклонник Фурьеи Сен-Симона, увлекающийся идеями французских социалистов-утопистов. Вокруг Петрашевского в то время образовался кружок молодых людей, выступающих за экономические реформы и за отмену крепостного права в России. С весны1847 года собрания у Петрашевского стал посещать и Достоевский.
В 1848 годуво Франции, Германии, Австрии, Венгрии вспыхнули революции. Напуганный событиями в Европе, император Николай I отдаёт приказ об аресте членов кружка Петрашевского. В апреле 1849 года арестованных привозят в Петропавловскую крепость. Достоевский попадает в Алексеевский равелин, самое страшное место в крепости. Здесь в ожидании приговора он провёл восемь месяцев. Решение суда было очень жестоким: двадцать одного члена организации приговорили к расстрелу. Срединих был и Достоевский.
22 декабря 1849 года петрашевцев привезли на Семёновский плац к месту казни. Сегодня это место носит название Пионерской площади.

Семеновский плац
Современная Пионерская площадь появилась на пространстве существовавшего здесь раньше Семёновского плаца. На рубеже XVIII и XIX веков в этом районе расквартировывались Московский, Егерский и Семёновский полки. Между их казармами появилось пустое поле. Использоваться оно стало как плац. Здесь проводились строевые учения, стрельбы, смотры и парады. Северная и восточная границы плаца составляли Загородный проспект и Звенигородская улица.
Семёновский плац был широко известен как место публичной казни. Так в 1849 году здесь провели гражданскую казнь над участниками кружка Буташевича-Петрашевского. Среди переживших это событие был Фёдор Михайлович Достоевский. Публичные казни служили не только как приговор осуждённым, но и как доходное мероприятие. Часто здесь заранее расставляли скамейки, табуретки. Удобные места продавали по цене до 10 рублей.
3 апреля 1881 года на Семёновском плацу состоялась казнь народовольцев. Участники этой организации организовали убийство императора Александра II. Перед собравшейся публикой повесили Желябова, Кибальчича, Рысакова, Михайлова и Перовскую. С Михайловым был связан один из самых драматичных моментов казни. По традиции того у кого при повешении не выдерживала верёвка было принято помиловать. У Михайлова верёвка рвалась дважды, однако приговор всё равно в итоге привели в исполнение. Казнь народовольцев стала последней публичной казнью в Санкт-Петербурге.
В 1880-е годы на Семёновском плацу по проекту Леонтия Бенуа был выстроен ипподром. Первые бега здесь провели зимой 1880-1881 годов. Вначале все ипподромные сооружения были временные, постепенно Бенуа придал ипподрому фундаментальный вид. Вокруг поля по проекту архитектора были возведены трибуны с шатровыми башнями. Бега здесь устраивались по воскресеньям. Причём именно бега, скачек на Семёновском ипподроме никогда не было. А в 1893 году на ипподроме произошёл один из первых в Петербурге футбольных матчей.
Семёновский ипподром продолжал действовать до Великой Отечественной войны. Он был разрушен во время блокады. В 1950е годы через плац до Подъездного переулка была продлена улица Марата. У места их пересечения были построены новые здания. В 1959 году здесь был открыт памятник А. С. Грибоедову работы скульптора В. В. Лишева. В 1962 году в центре плаца открылся Театр Юных Зрителей им. Брянцева. Тогда же всё это место приобрело новое имя - Пионерская площадь. Это название площади дали в честь 40-летия пионерской организации.
Но вернемся к раннему утру 22 декабря1849 года. В тот день в Петербурге было морозно, температура опустилась ниже двадцати градусов. Над Петропавловской крепостью часы пробили половину седьмого утра. Петрашевцев по одномустали выводить из камер на двор крепости и сажать в кареты. «Кудамы едем?» – спросил один из них. «Не могузнать», – ответил солдат. Кареты пересекли Неву, проехали по Воскресенскому проспекту, повернули на Кирочную, а оттуда на Знаменскую (в настоящее время – улица Восстания). Затем процессия повернула на Лиговский проспект и дальше продолжила путь на набережной Обводного канала.
Петрашевцев привезлик казармам Семёновского полкаи стали выводить из карет. Семёновский плац был покрыт снегом и окружён солдатами, построенными в каре. В центре площади возвышался чёрный эшафот. У эшафота были врыты в землю три серых столба.
Здесь, на плацу, петрашевцы впервые встретились после долгих месяцев, проведённых в одиночных камерах. Они протягивали друг другу руки, переговаривались. Все разговоры были прерваны подъехавшим генералом: «Становите их!». Осуждённых вывели на эшафот и стали зачитывать приговор: «Подвергнуть смертной казни расстрелянием». Даже по законам тоговремени преступление этих людей не соответствовало наказанию.
«Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния, – вспоминал Достоевский. – В ту минуту большинствоиз нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений».
Осуждённым подали белые балахоны с капюшонами. Первыми к столбам привязали Петрашевского, Момбелли и Григорьева. Петрашевский нашёл в себе мужество пошутить: «Момбелли, поднимите ноги выше, – сказал он товарищу, – а то с насморком придёте в царствие небесное».
Раздалась команда, солдаты направили ружья на троих осуждённых. «Я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты», – вспоминал Достоевский. Но вдруг раздался барабанный бой... К месту казни подъехала карета. Из неё вышел флигель-адъютант Ростовцев. Он привёз бумагу о помиловании, подписанную императором. На всю жизнь запомнил Достоевский то страшное морозное утро и ощущения человека, готовящегося к смерти.
Четыре года Достоевский провёл на каторге. Тяжёлая физическая работа, кандалы, общение с убийцами и грабителями не ожесточили писателя. Даже в преступниках он видел прежде всеголюдей. «Поверишь ли, – писал он брату, – есть характеры глубокие, сильные. Иных нельзяне уважать, другие решительно прекрасны».
На каторге Достоевского поразила ненависть к немупростого народа. Емустало казаться, что дело, за которое он и его товарищи так пострадали, никому не нужно, что народ не понимает и не принимает революционных идей и только в религии, в христианской любвии прощении, надо искать решение всех проблем. «Смирись, гордый человек!» – с такими мыслями и чувствами Достоевский выходит на свободу. Впечатления писателя о жизни на каторге и душевные переживания тех лет нашли отражение в романе «Записки из Мёртвого дома».

Окончание первой части.
Материалы подготовлена при участии преподавателей Санкт-Петербургского Государственного Унивеститета

В публикации использованы следующие материалы:

Ф.М. Достоевский. Художник Перов В.Г.
Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки. Федор Алексеев
Ф.М. Достоевский "Бедные люди". Автор Васильев Ю. В.
Пять углов www.encspb.ru
Санкт-Петербург. Семеновский плац. www.audioguide.spb.ru



Источник: lavolna.com
Просмотров: 8926 | Добавил: rateadmin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0